Терминология

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В БАЯННОЙ ИНДУСТРИИ

Цель данного документа – помочь музыкантам разобраться в тонкостях терминологии, чтобы общаться на одном языке с производителями инструментов и со своими коллегами.

 

А

АККОРД (сленг). Голосовая часть инструмента, полный комплект голосовых планок с наклепанными голосами для одного инструмента.

АККОРДИНА. Инструмент из группы духовых гармоник. Корпус полностью металлический, в отличие от более массивных деревянных Эолины и Вибрандонеона.

АКСЕССУАРЫ (дополнительное оборудование). Все что, не имеет отношение к производству инструмента, его составляющим, но является необходимым дополнением, либо является атрибутом, позволяющим улучшить восприятия инструмента и ассоциацию его с выбранным музыкальным стилем, исполнительским образом музыканта и т.п. Сюда относятся и оборудование для усиления (микрофоны, радиосистемы и пр.), электронные приставки, ремни, чехлы, средства для ухода за инструментом, дизайн корпуса и дополнительное декорирование.

Б

БАЛКАНСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. Кнопочные и клавишные инструменты, распространенные в странах бывшей Югославии. Кнопочный вариант – баян имеет шесть рядов в правой клавиатуре. Ряды расположены на одном уровне, что облегчает исполнение, трелей, двойных нот, в том числе применение скольжения одним пальцем, разновидности глиссандо. В левой клавиатуре встречаются конструкции с семью рядами – тогда добавляется второй вспомогательный ряд басов. Выборная система отсутствует. Используются для исполнения национальной музыки.

БАНДОНЕОН. Инструмент, особняком стоящий и от аккордеонов и от диатонических гармоник. По сути, бандонеон это немецкая хроматическая гармоника, имеющая довольно большое количество разновидностей, довольно неудобная в освоении, в отношении развития конструкции застывшая на уровне инструментов 19-го века. Выделение бандонеона связано с всемирной популярностью жанра танго, характерным звуком инструмента, его внешним видом. Деятельность Астора Пьяццоллы, его коллег, последователей, своеобразная манера исполнения на инструменте и соответствующий сценический образ, специфические приемы звукоизвлечения, меховедения и артикуляции, связанные с особенностями конструкции инструмента, привлекли большой интерес у слушателей и породили спрос среди исполнителей на этот тип инструмента.

В настоящее время существует разделение на два основных типа бандонеона, ориентированное на систему клавиатуры. Первый называется «диатонический бандонеон». Эпитет «диатонический» не относится к строю инструмента, как это имеет место в национальных гармониках народов разных стран и культур. Диатоническим называют бандонеон с «бессистсемным» расположением кнопок. Клавиатура такой системы была и у инструментов А. Пьяцоллы и у других корифеев танго, и до сих пор является основной для исполнителей, специализирующихся на игре на бандонеоне. В последние десятилетия появились разновидности бандонеона, в которых система клавиатур адаптирована под распространенные кнопочные системы – B-griff и С-griff системы. Такие бандонеоны называются хроматическими. Система С-griff более удобна для применения в бандонеоне, так как положение кистей рук при игре позволяет удерживать инструмент на колене и управлять им. B-griff система, принятая в нашей стране, для использования в бандонеонах значительно менее удобна, так как положение рук исполнителя не позволяет удерживать инструмент и одновременно свободно перемещать кисти рук по клавиатуре.

БАРИТОНЫ или баритона́ (сленг). Название группы голосов левого полукорпуса, относящиеся, к выборной клавиатуре и к готовым аккордам. Название не относится к голосам басов левой клавиатуры. Баритоновыми резонаторами называются, соответственно, резонаторы, на которые крепятся планки этих голосов.

БОБЫШКИ (сленг). Детали, в которые вкручиваются кнопки правой клавиатуры. На классических моделях подразумевались деревянные «бобышки». Но они легко повреждались при неосторожном обращении с инструментом, и, в связи с этим, в настоящее время «бобышки» изготавливаются из более прочного синтетического материала «винипласт» и ему подобных.

 

В

ВАРЬЕТЕ. Направление в конструкции аккордеонов, связанное с исполнением эстрадной музыки. В каталогах зарубежных производителей эти инструменты создают отдельную линию под названием French (французские) или Variete line. Это название относится преимущественно к кнопочным аккордеонам, так как во Франции эстрадную музыку играют преимущественно на кнопочном инструменте, а не на клавишном аккордеоне. Из особенностей инструмента «варьете», помимо двойного фагота, можно упомянуть низкий подъем кнопок правой клавиатуры, расположение переключателей регистров за грифом, на тыльной стороне правой клавиатуры, кнопки в левой типа Mushroom (со шляпками), три ряда басов в 6-и рядной левой клавиатуре, расположенных по большим терциям (например, напротив баса C о на 1-м вспомогательном ряду будет бас E, как на обычных инструментах, а во втором вспомогательном ряду бас Gis). Корпуса современных инструментов типа «Варьете» чаще покрывают разноцветной синтетической краской, а не целлулоидом.

Кнопочные баяны и аккордеоны «варьете» отличаются широким и глубоким корпусом, при относительно небольшой высоте (диапазон таких инструментов обычно не больше 55–56 звуков в правой). Гриф правой клавиатуры меньше, чем у обычных невыборных моделей баянов из Италии или Германии, не прижат к груди исполнителя, но и не отступает от края задней стенки корпуса, как на отечественных баянах. Кнопки правой клавиатуры по диаметру меньше стандартных невыборных европейских моделей и расположены близко друг к другу.

ВИБРАНДОНЕОН. Инструмент, из серии «духовых» гармоник. Выпускается в кнопочном (3 ряда) и клавишном вариантах. Двухголосный инструмент (голоса расположены в октаву), три варианта регистров. Звучанием напоминает бандонеон – отсюда название.

ВОЗДУШНЫЙ КЛАПАН (ОТДУШНИК). Приспособления для бесшумного сведения меха. Обычно воздушным клапаном является последняя верхняя угловая кнопка левой клавиатуры – уменьшенный септаккорд на готовой клавиатуре или несуществующий d3 на выборной клавиатуре. Другое место расположения кнопки воздушного клапана – крышка левой клавиатуры. Механизм клапана соответствует механизму обычной кнопки, отсутствует лишь голос. В основном своем предназначении клапан должен работать как можно менее шумно. Однако современные композиторы используют отдушник в качестве средства выразительности. Звук, производимый им, имитирует дыхание, шум моря и т.п. В качестве музыкального средства, наибольший эффект дают воздушные клапаны, сделанные некачественно, через которые звук проходит с шумом и свистом. В бандонеоне и оркестровых гармониках отверстие в корпусе под клапан делают большого размера, что позволяет моментально сводить мех. Это необходимо для постоянной игры на разжим.

 

Г

ГАРМОНИКА – см. Диатоническая гармоника.

ГОЛОСОВАЯ СТАЛЬ (шведская сталь, качество стали). Считается, что для получения качественных голосов нужно использовать сталь, произведенную в Швеции. Осведомленный исполнитель определяет шведскую сталь по характерному синему цвету поверхности голоса, не подвергаемой обработке напильником. Если же цвет не синий, а, например, коричневый, считается, что эта сталь хуже качеством. Иногда встречается другое мнение, что шведская сталь – коричневая, а вот как раз синяя не годится. На самом деле, цвет пятки голоса не имеет отношения к происхождению стали или качеству голоса. Качество предварительной обработки листа стали на месте ее производства, технология закалки определяют структуру данной стали, а значит, и гибкость получаемого язычка. Как правило, цвет поверхности используемой мастерами стали коричневый, а если нужно угодить заказчику и получить «шведскую синюю», то достаточно подержать несколько секунд металл над огнем свечки или зажигалки, и поверхность приобретет нужный оттенок.

ГОРКА. Прямоугольная деревянная панель с отверстиями для кнопок левой клавиатуры. Горка имеет определенный «наклон». «Наклон горки» у разных производителей отличается, вследствие чего вертикальные ряды кнопок левой клавиатуры могут располагаться на одном уровне или под углом, вплоть до образования ступенек, как на клавиатурах инструментов, распространенных в Норвегии. Наклонная горка позволяет исполнителю легче использовать при игре первый палец.

ГРИБКИ. Кнопки левой клавиатуры со шляпками, используемые на баянах типа Variete или French. Шляпки ограничивают глубину нажатия кнопок и увеличивают площадь поверхности кнопки. В каталогах зарубежных производителей такой тип кнопок называется Mushroom (гриб).

 

Д

ДВОЙНОЙ ФАГОТ. Сочетание голосов ломаной деки, когда помимо имеющегося набора планок регистра «фагот», вставлен второй комплект «фагота» на место планок регистра «кларнет». Обычно в инструменте с двойным фаготом в ломаной деке меняется и сочетание голосов в прямой деке – вместо «пикколо» ставится второй регистр «концертина». Двойная концертина настраивается не в унисон, а с розливом. Такой инструмент (в основном) используется в эстрадной музыке, главным образом исполнителями направления Варьете.

Есть еще одна разновидность двойного фагота. В этом случае второй комплект планок фагота ставится в прямую деку вместо пикколо. Такие инструменты пользовались популярностью у джазовых аккордеонистов, в частности на аккордеоне Petosa с таким набором голосов ранее играл легендарный Фрэнк Марокко.

ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА. Со времен появления первых гармоник в 19 веке, инструменты покрывались специальной, отделкой, украшениями, резьбой и т.п. В настоящее время все производители множество вариантов отделки инструмента. Самый простой вариант специального дизайна – цветной целлулоид, покрывающий корпус инструмента вместо традиционного черного. Самые распространенные цвета целлулоида белый перламутровый (white pearl), красный, синий. Самый распространенный вариант декорирования, практикующийся еще в 19 века – инкрустация камешками, стеклянными кристалликами, всевозможными вставками из натурального и искусственного материала. Даже на академических инструментах принято отмечать опорные кнопки кристалликами, впаивая или вклеивая их в углубления. Также на кнопках регистровых переключателей символы регистров часто выполняются из кристаллов. В России многосоставная декорация инструментов распространена только у изготовителей гармоник. Зарубежные производители предлагают разнообразные варианты отделки корпуса и клавиатур инструмента цветными стеклянными вставками, существуют исторически сформировавшиеся виды декорирования. Например, знаменитый Eagle design (Орлиный дизайн) Scandalli, до сих пор повторяет рисунок и цвета, выработанные десятилетия назад. Помимо инкрустирования очень распространена покраска корпуса вместо покрытия целлулоидом. Именно яркие многосоставные цвета корпуса и меха, абстрактные линии и рисунки, аккордеонная аэрография стали неотъемлемой частью дизайна инструментов варьете. Кроме вышеперечисленных приемов в качестве декорирования применяется гальванизация металлической фурнитуры инструмента – винтов и гвоздей, уголков меха, креплений ремней.

ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАРМОНИКА. Англ. – diatonic harmonic. Общее название всех видов национальных гармоник. Существует огромное количество разновидностей, различающихся по типу клавиатуры, типу тремоло, количеству рядов, географической и национальной принадлежности, а также принадлежности к определенному стилю народной или эстрадной музыки. Слово harmonica употребляется и для названия губной гармоники.

В настоящее время некоторыми зарубежными производителями освоено производство российской гармоники – хромки. Гармоники европейских фирм не оснащаются цельнопланочными голосами и ломаной декой, которые присутствуют в лучших гармониках отечественных мастеров.

ДИСКАНТА (сленг). Название планок, изготавливающихся отдельно от основных планок для голосов верхнего диапазона регистров пикколо, кларнет и концертина. Планки изготавливаются из более тяжелой латуни, в отличие от основных дюралюминиевых, для улучшения звуковых качеств верхнего диапазона. Обычно дисканта крепятся на резонаторы в перевернутом относительно основных планок положении, для улучшения ответа голосов.

ДУБЛЁРЫ (сленг). Рычаги четвертого и пятого рядов правой клавиатуры кнопочных аккордеонов, называемых дублирующими рядами. Если при штамповке заготовок для дублёров допускается брак – трещины в металле, то при длительной агрессивной эксплуатации дублеры могут ломаться.

ДУХОВЫЕ ГАРМОНИКИ. Название относится к группе инструментов с одной клавиатурой, в которых воздух не нагнетается мехом, а вдувается исполнителем через трубку. К этой группе относятся мелодика, аккордина, вибрандонеон, эолина.

ЗАДИНКА. Дюралевая пластина вогнутой формы, закрывающая рычаги под грифом правой клавиатуры. Может быть цельной или с прорезями. По мнению некоторых мастеров и исполнителей прорези увеличивают силу звука инструмента, по мнению других лишь направляют часть звука на исполнителя и тем самым создают для него лишь иллюзию более мощного звучания, в действительности же слушатели разницы не заметят.

ЗАЁМ (сленг). Использование звуков выборной клавиатуры для дублирования голосов баса. Переключатель, расположенный на крышке левого полукорпуса. Механизм заёма соединяют механику басов и выборной клавиатуры. Обычно соединяются голоса большой октавы, образуют таким образом шестиголосный бас. Варианты использования заёма зависят от количества переключателей регистров в левой клавиатуре. Наличие трехголосной выборной клавиатуры позволяет иметь семиголосный бас. Некоторые зарубежные производители изготавливают облегченные инструменты с двухголосным басом (только большая и контроктавы) и с заёмом большой октавы выборной клавиатуры, а иногда и большой, и малой октав. Наличие четырехголосного баса и двухоктавного заёма дает восьмиголосный бас и даже девятиголосный (если есть пикколо в выборной клавиатуре), однако такого рода инструменты мало востребованы из-за большего веса, большого расхода воздуха и прихотливости в эксплуатации. В технических описаниях инструментов итальянского производства  наличие заема может указываться отдельно от количества регистровых переключателей механики левой руки. Для этого, например, используется литера R, что означает Raddoppio (дублирование).

ЗАЩИТА. Для предохранения инструментов от повреждений используют два вида приспособлений. 1 – крышка на подбородники, изготавливается из дерева и обклеивается целлулоидом. Предохраняет подбородники от ударов, в результате которых может нарушиться работа регистров. Применяется в основном отечественными производителями. За рубежом изготавливается только по заказу в связи с тем, что регистровые машинки зарубежных производителей менее прихотливы. Если для переноски инструментов используются горизонтальные чехлы, в этом случае крышка постоянно соскакивает подбородников и создает много неудобств. Второе приспособление – накладка на правую клавиатуру металлического щитка выгнутого по форме грифа. Защищает клавиатуру и сетку. При транспортировке инструментов производители за рубежом обычно блокируют механизм левой клавиатуры во избежание западания механики, прокладывая картонные полоски или прижимая механику кусками плотного поролона.

 

И

ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. На сегодняшний день Италия является страной – лидером в индустрии аккордеона. Только в г. Кастельфидардо и его окрестностях работают около 25-30 производителей инструментов и 70 фирм по выпуску сопутствующих товаров и комплектующих. Итальянские инструменты экспортируются во все страны мира и являются символом качества. Однако и среди итальянских инструментов встречаются инструменты разного уровня. В последние годы итальянские фирмы, как и производители из Германии, размещают часть производства бюджетных моделей в Китае или Корее или используют китайские комплектующие. Такие инструменты, в целом оправдывающие свою цену, все же уступают инструментам, изготовленным полностью в Италии.

 

К

КИТАЙСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. Развитие аккордеонного искусства и индустрии происходило в несколько этапов. Первый этап, появление баяна в КНР, связано с временами дружбы между СССР и КНР, когда в качестве помощи братскому народу Китая в деле создания современной армии вместе с военными и техническими специалистами прибывали и культурные работники, распространявшие искусство игры на баяне как один из вариантов духовного развития воинского контингента. Следующий этап связан с культурной революцией в КНР, когда баян был забыт, а на его место пришел аккордеон. Третий этап, современный, связан с активным освоение кнопочных инструментов, как академических, так и эстрадных, типа варьете. Существовавшие в КНР государственные компании, производили в основном клавишные аккордеоны очень низкого качества. В настоящее время в Китае работают приватизированные и созданные с нуля предприятия с несколькими тысячами сотрудников, производящие в основной массе дешевые и низкокачественные инструменты. В Китае изготовляются копии готово-выборных инструментов известных итальянских брендов. Некоторые европейские торговые и производственные компании изготавливают в Китае или из китайских комплектующих линейки бюджетных инструментов.

КЛАВИАТУРА. На протяжении 19-20 веков во многих странах мира существовали независимые производства инструментов. Разрабатывались специфические конструкции клавиатур, большая часть которых подробно описана в трудах современных отечественных исследователей – М.И. Имханицкого, А.М. Мирека и других. Если не учитывать разнообразие диатонических гармоник, которые в каждой стране, богатой народными традициями, сохраняют свои особенности конструкции и строя, к нашему времени уцелели только несколько видов клавиатур, использующихся в аккордеонах и баянах.

В правой клавиатуре и выборной левой существуют по крайней мере 6 вариантов раскладки. Ниже приводятся названия латинскими буквами, которые трактуются как обозначающие ноту первого ряда системы.

B-griff. На первом ряду клавиатур находится нота H (за рубежом обозначается латинской буквой B). Система распространенная в странах бывших СССР и Югославии, а также в странах Бенилюкса и в меньшей степени в Польше и Скандинавии.

С-griff. Система правой и выборной левой клавиатур, распространенная в большинстве стран Европы, а так же в странах с преобладанием клавишных аккордеонов. На первом ряду находится нота До (лат. буква С). В наиболее распространенном варианте С-griff системы звуки С, Сis, D и т.д. – расположены на кнопках, которые в системе B-griff соответствуют звукам F, G, A и т.п. В другом варианте С-griff системы звуки С, Сis, D располагаются на кнопках H, С, Сis диез системы B-griff.

Финская. Если мы берем во внимание пятирядную кнопочную клавиатуру (трехрядные кнопочные инструменты, корме диатонических гармоник, в Европе не производятся), то оказывается что финская система – это С-griff система, в которой основными рядами будут третий, четвертый и пятый, а вспомогательными первый и второй.

D-griff. Существует в двух вариантах. 1-й – та же система С-griff, только основные ряды помещены на второй, третий и четвертый ряды и вспомогательные – на первый и пятый5. 2-й – аналог B-griff, с подменой основных и вспомогательных рядов.

В выборной клавиатуре встречаются все упомянутые выше системы. Отличие B-griff и С-griff систем состоит не только в расположении хроматизма, но и в направлении движения гаммы. В B-griff системе низкие голоса расположены в низу левого полукорпуса, а правая клавиатура является как бы продолжением левой. В C-griff системе выборная клавиатура располагается зеркально по отношению к правой. При исполнении хроматической гаммы обеими руками они будут двигаться параллельно. С клавишными инструментами все гораздо проще. Этот инструмент в невыборном варианте везде одинаков. Выработаны определенные стандарты: размеры клавиш правой клавиатуры, угол наклона грифа.

Конструкция невыборной клавиатуры левого полукорпуса была разработано на фабрике Paolo Soprani еще в конце XIX века и до настоящего времени не претерпела существенной переработки. В клавиатуре левой руки, могут варьироваться количество рядов басов, которых в может быть два или три. Выборная клавиатура до сих пор производится в нескольких разновидностях, связанных с исполнительскими особенностями (то есть исходящими из удобств исполнителей), с самыми разными системами, «раскладками» клавиатур и еще с особенностями внутренней конструкции, которые исполнителя волнуют только в плане качества и надежности. Наибольшее число вариантов возникло при попытках сочетать выборную и готовую клавиатуру.

В настоящее время, помимо известной системы конвертора (см КОНВЕРТОР) продолжает существовать кварто-квинтовая система, которая не является выборной по сути, а лишь отключает некоторые голоса готовых аккордов. В результате вслед за двумя рядами басов идут еще два ряда бывших мажорных и минорных аккордов, на которых расположены ноты октавой выше основных басов, и еще два ряда с нотами, звучащими еще на октаву выше. Такая система позволяет играть мелодическую фактуру. Особенно легко на такой системе даются мелодические ходы по ступеням аккордов, например альбертиевы басы. Хроматические пассажи весьма трудно исполнимы. Такие системы использовались в клавишных аккордеонах, чтобы избежать необходимости освоения выборной системы и из-за более простой и дешевой конструкции механики.

До сих пор встречаются инструменты, в которых выборная и готовая клавиатуры не сменяются путем переключения регистра, а сосуществуют одновременно – три ряда выборной клавиатуры и 6 рядов басов и аккордов.

КОМПРЕССИЯ. Качественная характеристика инструмента, описывающая расход воздуха при игре. Воздух проходит через открытые клапана и через голосовые планки, колебля язычки. Компрессия инструмента зависит от разных показателей. Чаще всего компрессия ухудшается вследствие деформации металлических и деревянных поверхностей и деталей, в результате чего образуются зазоры между прилегающими друг к другу поверхностями. Через зазоры проходит часть воздуха, предназначенного для голосов, в результате мех инструмента очень быстро достигает крайнего положения разжима или сжима, что осложняет исполнение и утомляет музыканта.

Наиболее распространенные причины нарушения компрессии: неплотное прилегание клапанов правой клавиатуры (реже – левой клавиатуры) к поверхности деки, возникающее из-за деформации рычага, износа поролоновой прокладки клапана, ослабление пружины; неплотное прижатие резонаторов к декам из-за деформации деки или деформация резонаторов из-за высыхания/увлажнения дерева. Расход воздуха зависит и от качества голосов. Чем меньше зазор между язычком голоса и стенками проема в планке (притирка голоса), тем лучше компрессия. Расход воздуха зависит от количества регистров и качества работы шторок, закрывающих проемы в деках. Особенно влияет на расход воздуха большое количество регистров в левой руке, так как шторки там расположены не в деках, а непосредственно в резонаторах.

КОНВЕРТОР (конверторная механика). Превращает четыре ряда готовых аккордов в выборную клавиатуру с одним вспомогательным рядом.

КРЫЛО. См. Упор.

КРЫШКА ЛЕВОГО ПОЛУКОРПУСА. Прямоугольная панель закрывающая механику левой клавиатуры. Фиксируется бобышками по 4 углам полукорпуса. на крышке крепятся переключатели заёма и сурдины, выводится кнопка отдушника, и крепится сурдина. Материал – дерево, покрытое целлулоидом или дюралюминий, покрашенный в цвет корпуса.

КУСКОВЫЕ ГОЛОСА. Наиболее распространенный в мире тип голосов. Каждая пара язычков одной ноты (1 на разжим, один на сжим) наклепывается на отдельный фрагмент алюминиевой пластины. Гораздо более дешевый и быстрый в изготовлении тип, в отличии от цельнопланочных голосов. Возможна частичная механизация процесса изготовления.

 

М

МЕЛОДИЯ (сленг). Название прямой деки, употребляемое мастерами – изготовителями, в совокупности с рычагами, голосами и резонаторами, относящимися к прямой деке.

МЕЛОДИКА. Инструмент, клавишный инструмент группы духовых гармоник. Имеет пластиковый корпус и довольно скромные акустические характеристики. Также выпускается электронный инструмент в виде мелодики, где электронные датчики реагируют на поток воздуха, вдуваемый исполнителем.

МЕХ. В практике российских исполнителей, играющих на отечественных инструментах, ремонт меха и его полная замена – частая процедура. Ценным подарком для отечественных мастеров – изготовителей меха является ледерин – узкие полосы одноименного материала, которыми обклеиваются сборины меха. Отечественный ледерин крайне быстро изнашивается от трения. Продается ледерин в рулонах десятками метров. В нашей стране наиболее популярен ледерин «елочка», с чередующимися матовыми и глянцевыми поперечными полосками. В Италии же, где такой ледерин закупается, «елочка» относится к эстрадному варианту дизайна и для академических моделей используется редко. На качество меха и износостойкость ледерина «елочка» не влияет.

По старым стандартам итальянских производителей времен расцвета фабрики Paolo Soprani, срок службы меха должен составлять 50 лет. Мех, изготовленный с соблюдением таких установок, получается довольно тяжелым из-за более плотных материалов и толщины сторон деревянной мех рамки. В настоящее время итальянские производители сознательно идут на уменьшение срока службы меха, экономя до 0,8 кг веса. В настоящее время средний срок службы качественного меха составляет 10 лет.

Дизайн меха все больше становится предметом особого внимания эстрадных музыкантов. Этому способствуют современные технологии, применяемые в изготовлении мехов специализирующиеся на этом виде производства фирмы. Если ранее яркая расцветка с геометрическим узором достигалась комбинацией разноцветных полос материала типа ледерин, то сейчас автомат может вырезать лазером на листе материала любой рисунок, вплоть до портрета, который будет виден при разведенном мехе.

МИКРОФОНЫ. Все инструменты семейства гармоник можно укомплектовать внешними накладными или встроенными микрофонами.

Встроенные микрофоны представляют собой встраиваемые внутрь корпуса панели с датчиками (3 в правом полукорпусе и 1-2 в левом). Сигнал от датчиков выводится на один стандартный разъем JACK, встраиваемый в нижнюю часть сетки правого полукорпуса.

МЮЗЕТТ. см. Musette.

 

Н

НАКЛЕПЩИК. Мастер, изготавливающий голоса. Процесс изготовления разделяется на несколько основных этапов. Этапы могут быть разделены между разными мастерами, или же выполняться только одним человеком. 1 этап – вырубка планки и пробивание проемов для голосов с помощью пресса. Эту операцию может производить человек, не имеющий специальных навыков наклепщика. 2 этап – обработка поверхности планки, придание сторонам проемов нужных углов. 3 этап – наклепка голосов, предварительная настройка. См. также аккорд.

НОРВЕЖСКАЯ СИСТЕМА. Разновидность конструкции левой клавиатуры, в которой вертикальные ряды кнопок расположены по ступеням. Получила распространение в Норвегии.

 

О

ОТДУШНИК (сленг). См. Воздушный клапан.

 

П

ПОДБОРОДНИКИ (вариант – бороды). Профессиональный сленг, обозначающий подбородочные переключатели регистров. Англ. – chins. Итал. – mentoniere.

ПОДВИЖНОЕ ЛОЖЕ. Система взаимодействия деталей готово-выборной клавиатуре, внедренная в инструментах «Юпитер». Суть в том, что при переключении с готовых аккордов на выборную систему, ложе механики сдвигается и незадействованные в выборной системе детали не соприкасаются с основными рычагами. В стандартной готово-выборной механике все соединения готовых аккордов продолжает работать вхолостую и при игре на выборной системе.

ПОДЪЕМ КЛАВИАТУРЫ. Расстояние от поверхности кнопки до поверхности грифа. Или расстояние, которое проходит кнопка или клавиша при полном нажатии. Для отечественных баянов старой конструкции характерен высокий подъем клавиатуры, при котором в технически сложных местах произведений затруднительно нажатие кнопки полностью и из-за чего распространена манера игры «в полкнопки» или «в полнажатия», породившая в сочетании с традиционной баянной аппликатурой специфический баянный вариант штриха non legato.

ПУКЛИ. 4 ножки, на которые ставится инструмент в горизонтальном положении, крепятся винтами по 4 углам левого полукорпуса и фиксируют крышку левого полукорпуса. Изготавливаются из пластика, реже из резины, которая обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью, на которую ставится инструмент. Винт вкручивается в корпус инструмента, проходя пуклю насквозь, либо вставлен в тело пукли и вкручивается руками вместе с ней (оптимальный вариант). У итальянских производителей часто «пукли» составляют одно целое с крышкой левого полукорпуса.

 

Р

РАЗЛИВ. См. Тремоло.

РЕГИСТРЫ. Несмотря на давно проведенную работу по унификации обозначений и названий регистров, в практике исполнителей регулярно встречаются разночтения. Органная система, описанная в статье В.А. Семенова из настоящего сборника, в расширенном варианте используется зарубежными производителями, в частности при составлении заказом. Несмотря на некоторую сложность, она позволяет безошибочно описать порядок регистров на панели переключателей, или указать необходимые исполнителю подбородники.
В органной системе указывается октавное расположение регистра. 4 – октавой выше написанного. 8 – как написано, 16 – октавой ниже написанного. В случае необходимости указывается расположение регистра в ломаной деке (cassotto) или прямой деке (treble).

Полный вариант обозначения регистра правого полукорпуса в четырехголосном инструмент может выглядеть так:

 

НАЗВАНИЕ

 

ЗНАК

РОССИЙСКОЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ

ОРГАННАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ

     

ТУТТИ

TUTTI

16, 8, 8, 4

     

ОРГАН С КОНЦЕРТИНОЙ

HARMONIUM

16, 8 treble, 4

     

БАЯН

VIOLINE

8 treble, 4

 

В эстрадных инструментах типа варьете встречаются иные комбинации регистров, например, двойной фагот или двойная концертина:

 

НАЗВАНИЕ

 

ЗНАК

РОССИЙСКОЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ

ОРГАННАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ

 

 

Мюзет (двойная концертина)

 

 

ТУТТИ

TUTTI

16, 8 cassotto, 8 treble, 8 treble

 

БАЯН

VIOLIN

8 treble, 8 treble

 

 

Двойной фагот, Европа

 

 

ТУТТИ

TUTTI

16 cassotto, 16 cassotto, 8+8 treble

 

ДВОЙНОЙ ФАГОТ

DOUBLE BASSOON

16 cassotto,16 treble

 

 

 

 

Двойной фагот, США

 

 

ДВОЙНОЙ ФАГОТ

DOUBLE BASSOON

16 cassotto, 16 treble,

8 cassotto, 8 treble

 

РЕМНИ. Комплект ремней состоит из двух плечевых ремней (с соединительным ремешком или без) и ремня для левого полукорпуса. Множество разновидностей ремней различаются по размеру, используемым материалам, качеству фурнитуры и способу крепления на корпус. Наиболее простые ремни изготавливаются из полностью кожезаменителей. Ремни для профессиональных инструментов изготавливаются с применением натуральной кожи (не впитывает пот, долговечна, но при игре скрипит, особенно мешая при записи), тканевых (типа вельвет, может быть разного качества, быстро изнашивается) или дорогих синтетических материалов, типа алькантары. Помимо традиционной фурнитуры в плечевых ремнях применяются заклепки или карабины, убыстряющие снятие/надевание ремней на инструмент. Фурнитура для ремня левого полукорпуса у производителей из разных стран разная. Например, в Юпитере для фиксации в нижней части полукорпуса используется крепление «лягушка», зацепляющееся за деревянную внутреннюю поверхность, а в инструментах итальянских производителей используется крючок, который зацепляется за металлическую скобу. Помимо плечевых ремней традиционной формы

РЕШЕТКА. См. Сетка.

РО́ЗЛИВ. См. Тремоло.

 

С

СЕТКА (вариант – решетка). Изготовленная из дюралюминия (реже дерева) защитная пластина, закрывающая рычаги и клапана правой клавиатуры. Уязвимое место, особенно оберегаемое исполнителями при транспортировке. От ударов остаются вмятины, которые сложно выправить в домашних условиях. Более прочные «сетки» увеличивают вес инструмента.

Отверстия на сетке пробиваются с помощью пресса. В качестве покрытия сетки используется краска, которую наносят методом напыления. Это наиболее оптимальный способ, применяемый в России и Европе. Единственный в своем роде способ изготовления сетки используют в КНДР – покрытие дюралюминиевых заготовок целлулоидом и последующее вырезание отверстий на станке. В России еще можно найти старинный способ изготовления – сетку для невыборного трехрядного инструмента изготавливают около 3 дней, вручную пропиливая рисунок.

СОЕДИНЕНИЕ ПОЛУКОРПУСОВ. Существует два распространенных типа соединений полукорпусов и меха – «на винтах» и «на шпильках» (ит. Spilli). В настоящее время полукорпуса инструментов верхнего уровня, топ моделей и отечественных, и зарубежных производителей соединяются винтами, с использованием втулок. Ранее широко применялся вариант соединения винтами без втулок. Шляпка винта прижимается к целлулоиду, обеспечивая максимальную компрессию, а при длительной эксплуатации инструмента всегда можно закрутить еще чуть глубже. Однако не следует переусердствовать, так как целлулоид и дерево – мягкие материалы, которые без надобности не имеет смысла деформировать. В настоящее время такой способ используется только на некоторых инструментах Scandalli. В менее дорогих инструментах широко применяется соединение «на шпильках» - гвозди с шарообразными шляпками.

Обычно винты или гвозди ставят по 3 или по 4 с лицевой и тыльной стороны полукорпуса. Зарубежные производители часто используют иной вариант – 2 с лицевой, 3 с тыльной и по одному сверху и снизу.

Обоих варианта соединений есть свои достоинства и недостатки. «Шпильки» позволяют быстро собирать и разбирать инструменты. Со временем, однако, такие соединения могут разбалтываться. Самым же главным критерием является качество соединений, а не их тип. В винтовых соединениях может портиться резьба, нарушаться компрессия инструмента.

СПЕЦИФИКАЦИЯ. Отечественными и зарубежными производителями приняты краткие варианты указания основных характеристик инструментов.

Эти «формулы» встречаются в прайс-листах фирм, в описаниях госзаказов, зачастую с опечатками. Стандартная формула должна содержать следующие данные:

Количество кнопок с учетом дублирующих рядов (для кнопочных аккордеонов) и реальное количество нот в правой клавиатуре – 106/64; количество кнопок в левой и нот в выборной клавиатуре – 120/58; голосность – IV, количество регистровых переключателей в правой – 15/7 (основные/подбородочные), «+M» означает наличие регистра «Мастер» на грифе аккордеона, количество переключателей регистров в левой клавиатуре. Цифр 2-4-6 или 2-4-4-6 означает у отечественных производителей варианты сочетаний голосов в басу левой клавиатуры: две четверки означают, что четырехголосный бас формируется либо звучание всех четырех голосов басового резонатора, либо двумя нижними басовыми с заёмом двух голосов выборной. 6 – шестиголосный бас, добавление к основному басу голосов большой октавы выборной системы. Зарубежные производители указывают общее число регистровых переключателей в левой клавиатуре (до 7), отдельно указывают переключатель готово-выборной системы. Производитель всегда указывает наличие регистра пикколо в левой и соответственно увеличение голосов баса до 7 и голосов выборной до 3.

СТРОЙ. В настоящее время инструменты настраиваются от 440 до 443 Герц (строй современного симфонического оркестра - 443). Наиболее распространен вариант настройки Ля 442. В электронных инструментах и приставках чаще всего встречается строй Ля 440.

 

Т

ТРЕМОЛО. В России употребляется названия «ро́злив» или «разли́в». Вариант настройки голосов, при котором все голоса одного или нескольких регистров настраиваются выше или ниже основного строя инструмента. В международной индустрии существуют четко зафиксированные и измеренные типы тремоло, популярные в той или иной стране. Вполне вероятно, что невозможно четко обозначить все существующие варианты «розлива», да и не нужно.

Ниже приведен описания настройки инструментов тремоло, исходящие из традиций той или иной стране.

Настройке подвергаются только голоса регистров «кларнет» или «концертина» в международной системе записи регистров, соответствующие обозначению 8.

Единица измерения высоты звука – 1 цент = 1/100 полутона.

В четырехголосном инструменте с сочетанием голосов 16+8+8+4 (см. регистры)изменяется только один из 8.

American tremolo – один из 8-футовых голосов настроен на 6 центов выше.

Italian tremolo – один из 8-футовых голосов настроен на 12-15 центов выше. 

French tremolo – обычно используется в инструментах с тремя 8-футовыми голосами (отсутствует «пикколо»). В таком случае первый голос настраивается с частотой 440 Герц, второй – на 23 цента вверх, третий на 18 центов вниз.

Scottish tremolo – 28-30 центов вверх.

Помимо этих определены «розливы» немецкий, итальянский Liscio и другие.

Один из уникальных вариантов tremolo популярен у басков, на севере Испании. Национальная баскская гармоника называется Trikitixa. Особенность ее строя в том, что в ней используются четыре 8-футовых регистра и все с разной высотой настройки. При нажатии одной клавиши возникает звукосочетание, близкое к кластеру. Название trikitixa является звукоподражанием, ономатопией. Необычность настройки и названия связано с подражанием звучанию бубна, инструмента являющегося один из главных участников ансамбля баскских народных инструментов.

ТУМБОЧКИ (сленг). Кнопки левой клавиатуры.

 

У

УПОР (крыло). Крыловидная пластина, закрепляющаяся на задней стороне правого полукорпуса баяна, с выступом широкой части за гриф инструмента. Упор предназначен для улучшения фиксации и контроля инструмента. Особенно облегчает исполнение тремоло мехом, рикошет и игру на сжим. Упор пригоден только в инструментах отечественного производства и академических кнопочных аккордеонах зарубежных производителей, т.е. в случаях, когда гриф правой клавиатуры выдвинут к середине полукорпуса и между задней стороной грифа и корпусом исполнителя образуется пустое пространство. Гриф эстрадных кнопочных аккордеонов правой клавиатуры подобен грифу клавишного аккордеона, плотно соприкасается с грудной клеткой исполнителя и не нуждается в дополнении. Пластина упора изготовляется из дюралюминия или фанеры, покрывается целлулоидом или обклеивается дерматином. На корпус крепится либо 4 винтами, проходящими стенку корпуса инструмента насквозь и завинчивающимися изнутри, либо 8 мелкими шурупами, вкручивающимися в стенку корпуса без создания сквозного отверстия.

 

Ф

ФАГОТ. В среде отечественных мастеров фаготом называется ломаная дека в целом (сленг). В профессиональной терминологии отечественных аккордеонистов фаготом называется регистр ломаной деки, звучащий октавой ниже основного тона. Итальянский эквивалент – basson. В цифровой системе обозначения регистров, копирующей органную, обозначается цифрой 16.

 

Ц

ЦЕЛЬНОПЛАНОЧНЫЕ ГОЛОСА – алюминиевая пластина с несколькими голосами. Обычно, одному ряду кнопок в баяне соответствует одна цельная планка для каждого из регистров. Изготавливается из дюралюминия. Исключение составляют верхние голоса регистров «пикколо», «концертина» и «кларнет», которые наклепываются на отдельную планку из латуни для лучшего ответа и звучания. Такие отдельные планки называются отечественными мастерами дискантами и крепятся на резонатор в перевернутом положении, для лучшего ответа голосов. См. также – Кусок. Процесс изготовления комплекта цельнопланочных голосов очень трудоемок и занимает у одного мастера до 3 месяцев. Лучшие цельнопланочные голоса изготавливаются российскими мастерами. Однако цельные планки достаточно давно производят и в Италии. Рентабельным считается производство басовых цельных планок для самых дорогих концертных инструментов.

ЦЕНТ. Единица измерения, применяемая в настройке инструментов. Безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или музыкального интервала. Две частоты f1 и f2 с разницей в один цент относятся как

f1/f2 = 21/1200 = 1,0005777895…

Таким образом, изменение частоты на 1 цент соответствует её изменению примерно на 0,058 процента. 100 центов составляют один полутон равномерно-темперированного строя, 1200 центов равны октаве. Отношение частот, выраженное в центах, вычисляется по формуле:

n = 1200 log2(f1/f2).

ЦИФРОВЫЕ АККОРДЕОНЫ. См. Электронные аккордеоны.

 

Ч

ЧЕХОЛ. Для переноски и хранения инструментов используют два типа чехлов. Английский эквивалент – carrying case, carrying bag.

Чехол для переноски на спине – soft bag, soft case, gig bag (англ). Ранее выпускались чехлы с одним ремнем, в настоящее время все большую популярность приобретают чехлы с двумя плечевыми ремнями. Чехол может быть «вертикальным» или «горизонтальным». Материал использующийся для производства мягких чехлов, может быть самым разнообразным – современные синтетические материалы, применяемые в производстве спортивных сумок и рюкзаков, например cordura, кожзаменители, натуральная кожа.

Чехол может также состоять из нескольких слоев разных материалов, несущих противоударную, влаго- и холодозащитную функции – поролон, синтепон, пластины дюралюминия, пластиковые щитки и т.д. Многослойный или укрепленный чехол в России часто называют полужестким из-за того, что он сохраняет прямоугольную форму без инструмента внутри. Перед исполнителем всегда стоит выбор, какой вариант чехла предпочесть – более прочный, для защиты от ударов в транспорте, от проникновения воды, или более легкий, удобный в переноске, ведь вес чехла может доходить до 2-3 кг. А это дополнительная нагрузка на позвоночник исполнителя. Особенно актуальным становится вопрос лишнего веса при путешествии авиатранспортом

Для транспортировки в салоне самолета выпускаются специальные чехлы для левого и правого полукорпусов отдельно. Такие чехлы оборудованы ручками и плечевыми ремнями. Последняя и наиболее совершенная на сегодняшний день разновидность авиачехлов подразумевает возможность трансформации двух отдельных чехлов в один обычный большой, пригодный для полностью собранного инструмента.

Жесткий чехол или футляр представляет собой чемодан, изготовленный из фанеры и покрытый снаружи искусственной кожей, а внутри мягкими материалами.

 

Ш

ШЕСТИГОЛОСНЫЙ БАС. См. Заём.

ШТОРКИ. Тонкие (меньше 1 мм толщиной) полоски дюралюминия, открывающие и закрывающие проемы в деках, через которые воздух попадает в резонаторы. Каждый регистровый переключатель определяет положение шторок, которые открывают доступ воздуха к голосам выбранного регистра и закрывают доступ ко всем прочим. Одна из самых серьезных проблем в инструментах отечественных инструментах связана с попадание через отверстия деки посторонних частиц (мелких металлических стружек, пыли, соринок) между пластиной шторки и внутренними поверхностями дек. Может привести к блокированию шторки и образованию зазубрин на ее поверхности. Разборка, чистка, устранение образовавшихся зазубрин и полировка поверхности шторок и дек является длительным и дорогостоящим ремонтом.

В качественном инструменте шторка должна максимально легко двигаться между пластинами деки, при этом не нарушая компрессию. Пластины дек отечественных инструментов склепываются между собой. В деках инструментов зарубежных производителей доступ к шторкам и устранение неполадок существенно облегчен благодаря съемной внутренней пластине.

 

Э

ЭЛЕКТРОННЫЕ АККОРДЕОНЫ. Производство электронных аккордеонов имеет насыщенную историю, сопоставимую с историей производства других электронных инструментов. Электронный аккордеон прошел все этапы развития, так же как и электроорган, и клавишный синтезатор, с соответствующими изменениями в природе звука, способах его получения, обработки и взаимодействия с другими инструментами.

В 60-е годы, с появлением электронных гитар и рок-групп, популярность аккордеонов во всем мире резко упала. Производители аккордеонов вынуждены были осваивать и это новое направление. В СССР электронные аккордеоны массово производились в несколькими предприятиями – изготовителями синтезаторов. Это были и синтезаторы, и MIDI-клавиатуры с внешним звуковым модулем, и комбинированные инструменты, они могли иметь пятирядную правую клавиатуру и встроенный громкоговоритель, умели имитировать работу меха: Артон, Орион, Топаз, Полтава, Эстрадин. В Европе в 1960–80-е годы во всем мире пользовались известностью электроорганы и синтезаторы Farfisa, на этих инструментах играли известные музыканты – Элтон Джон и Шарль Азнавур, музыканты из Pink Floyd и R.E.M. и др. Farfisa разрабатывала и электронные аккордеоны, в частности Transicord – транзисторный аккордеон.

Современное поколение электронных инструментов используют цифровые технологии обработки звука и MIDI-интерфейс. В настоящее время крупнейшим производителем электронных аккордеонов стала компания Roland. Производство электронных аккордеонов продолжается и в Кастельфидардо. Фирма Musictech производит собственные цифровые аккордеоны и электронные приставки, используемые в акустических инструментах любых фирм. Фирма Suoni производит электронные инструменты EWA (electronic wireless accordion), которые имеют скрытые в корпусе аккумуляторы и радиопередатчик. Инструменты Roland комплектуются педалью, с помощью которой можно управлять многочисленными настройками инструмента, встроенными аккумуляторами и динамиками. Среди возможных настроек есть все системы клавиатур: A, B и C-griff, Финская, кварто-квинтовая выборная и др. Возможны варианты имитации многотембрового инструмента с ломаной декой, 16 вариантов настройки тремоло (разлив): американское, французское, итальянское, альпийское, шотландское и т.п. На электронном аккордеоне возможно исполнение меховых приемов вплоть до четырехдольного рикошета. Современные цифровые аккордеоны являются полноценными сценическими электронными инструментами, востребованными в поп-музыке. Одно из основных преимуществ электронного инструмента – простота подзвучивания на больших концертных площадках вплоть до стадионов, где использование акустического инструмента в процессе современного шоу сопряжено с большими проблемами в правильном и сбалансированном усилении.

ЭОЛИНА. Название инструмента группы духовых гармоник. Существуют одно и двухголосные (унисон, для игры на вдох и выдох) модели. Клавишные варианты выпускаются с диапазоном до 45 клавиш. Эолина может комплектоваться встроенными микрофонами.

 

Иностранные термины итальянского и английского языков.

ANGLES (англ.) – уголки меха. Вариант – corners. Итал. – Angoli.

CASSOTTO (итал.) – ломаная дека.

CHIN REGISTERS (англ.) или сhin switches, chins – подбородочные переключатели регистров.

CORNERS (англ.) – уголки меха.

DIATONIC HARMONIC. Диатоническая гармоника (англ.).

FOLDS – сборины меха.

FRAME – мехрамка.

GIG BAG (soft bag, soft case) – чехол

MUSSETTE. Слово используется для обозначения регистра Mussette – 8+8+8 (см. регистры) и одновременно типа инструмента или модели с такой комбинацией регистров, с настройкой тремоло.

R (сокр. итал. raddoppio — удвоение) – обозначение в спецификациях инструментов итальянского производства, указывающее на наличие переключателя, присоединяющего дополнительные голоса с выборной системы к основным голосам баса. См. «Заем».

REEDBLOCKS (англ.) – резонаторы.

REEDS (англ.) – голоса инструмента. Голоса одного регистра – set of reeds. Например, 4-х голосный инструмент – instrument with for sets of reeds.

ROWS (англ.) – ряды кнопок.

SOFT BAG (soft case, gig bag) – мягкий заплечный чехол.

STRADELLA. Один из вариантов названия обычной левой клавиатуры кварто-квинтовой системы с готовыми аккордами, бытующий за рубежом. Происходит от названия города Страделла в Италии, где с конца 19 века развивалось аккордеонное производство (фирма Dallape) и где считают, что эта система была изобретена именно у них, а не в Кастельфидардо. Полное название Stradella Bass в сокращенном виде может писаться как S.B., как и сокращенный вариант более распространенного названия это системы – Standard Bass. В настоящее время вариант Stradella практически не употребляется и постепенно забывается.

TREBLE. Правая клавиатура, все голоса прямой деки правой клавиатуры.

TREBLE REEDS. Голоса прямой деки правой клавиатуры.

TREMOLO. Настройка «в ро́злив». Завышение или занижение голосов одного или нескольких регистров, по сравнению с основным строем инструмента. См. Тремоло.